Что за сон снится чарткову
Н.В. Гоголь. «Портрет». Пересказ содержания с цитатами из текста.
Общие сведения.
Повесть «Портрет» написана в 1833-1834 гг. Она вошла в цикл «Петербургские повести». Напечатана повесть впервые в 1835 году в сборнике «Арабески».
Краткое содержание. Цитаты. |
Часть 1.Картинная лавочка на Щукином дворе. Здесь много самых различных картин: пейзажи, портреты, на которых изображены мало похожие на людей персонажи. Зрителей тоже много, в основном – простой народ. Рассматривают картины и с восторгом, и со смехом, а кто-то просто пришёл сюда от нечего делать, посмотреть на народ. Около лавки остановился художник Чартков. «Старая шинель и нещегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде.» Сначала он смеялся над этими уродливыми картинами, а потом просто недоумевал: народу простому они были понятны и доступны, но кто покупал их, «… где покупатели этих пестрых, грязных масляных малеваний?» Авторов этих картинок он считал тупоумными, бездарными, которые «самоуправно» встали в ряды искусства, хотя им «место было среди низких ремёсел». Хозяин лавки стал предлагать Чарткову картины, тому неудобно было отказать, и он решил поискать что-нибудь. Вдруг он увидел портрет. Хотя краски уже потускнели, но была видна рука мастера, он увидел «следы работы высокого художника». «Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета…». Чартков купил портрет, отдав за него последние деньги, подумав : «Зачем я его купил? на что он мне?» Чартков жил бедно, «взобрался он по лестнице, облитой помоями и украшенной следами кошек и собак». Хотя у него был слуга, Никита, который сообщил, что приходил квартальный и что их могут выселить из квартиры, так как барин не платит. |
В молодости Чартков был талантлив, подавал большие надежды. «Смотри, брат, – говорил ему не раз его профессор, – у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив…. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец. … ты уж гоняешься за модным освещеньем, за тем, что бьет на первые глаза… Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится, а не развертывается талант. Терпи. Обдумывай всякую работу, брось щегольство – пусть их набирают другие деньги. Твое от тебя не уйдет». |
Со временем у героя появилось чувство зависти. «Иногда становилось ему досадно, когда он видел, как заезжий живописец, француз или немец, иногда даже вовсе не живописец по призванью, одной только привычной замашкой, бойкостью кисти и яркостью красок производил всеобщий шум и скапливал себе вмиг денежный капитал».Сам он работал много, забывая обо всём. Но чувствовалась нехватка денег, порой не на что было купить краски и кисти. Он иногда думал, зачем же терпеть, кто купит эти его этюды. А ведь он «мог бы блеснуть ничем не хуже других и быть таким, как они, с деньгами». |
Чартков вдруг снова увидел глаза на купленном портрете, которые словно смотрели на него. Он был вынужден даже закрыть портрет .Он продолжал думать о своей нелёгкой судьбе, о бедности, о тернистом пути художника. И вдруг ему показалось что старик словно вышел из портрета, стал ходить по комнате. Он стал доставать свёртки, в каждом были деньги, золото. Чартков незаметно взял и спрятал один свёрток. Но старик наконец заметил пропажу, Чартков же всё сильнее сжимал свёрток с деньгами. Оказалось, что это был сон. Он в ужасе проснулся. Потом снова уснул. |
Проснувшись, Чартков вспомнил сон, подумав, вот если бы у него была хотя бы часть этих денег. В его воображении «свертки разворачивались, золото блестело, заворачивалось вновь».Пришли хозяин с квартальным, требуя заплатить за квартиру. Хозяин не был согласен, чтобы долг вернул Чартков картинами, как предлагал квартальный, так как картины художника ему не нравились. Вдруг все услышали звон монет, квартальный слишком сильно надавил на картину, в рамке которой был свёрток с деньгами. Чартков пообещал заплатить. Он начал рассматривать 1000 золотых червонцев, радостный, подумал, что теперь он может спокойно работать три года. Но сначала надо «одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, нанять себе славную квартиру, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую, в… и прочее, – и он, схвативши деньги, был уже на улице». Чартков приоделся, снял богатую квартиру, прокатился в карете .Встретил старого профессора, но сделал вид, что не заметил его. Он хотел показать свой талант всему миру, ему уже слышались слова : «Какой сильный талант у Чарткова!» Он заказал статью в газете, которая появилась под названием «О необыкновенных талантах Чарткова», в ней писалось: «Прославляйте себя и нас. Мы умеем ценить вас». Буквально на другой день пришла дама заказывать портрет своей дочери. Художник уже предчувствовал, как он создаст портрет. Однако дама стала навязывать условия: в чём её дочь должна быть изображена, в какой обстановке. На другой день он продолжил работу, дама снова почти указывал ему, что не нужно изображать на картине. «С грустью принялся он изглаживать то, что кисть его заставила выступить на полотно. Исчезло много почти незаметных черт, а вместе с ними исчезло отчасти и сходство.» В конце концов он создал портрет, какой хотела дама. «Художник был награжден всем: улыбкой, деньгами, комплиментом, искренним пожатьем руки, приглашеньем на обеды; словом, получил тысячу лестных наград». Посыпались заказы. Художник исполнял все желания клиентов. «Сначала художника бросали в пот такие требованья: все это нужно было сообразить, обдумать, а между тем сроку давалось очень немного. Наконец он добрался, в чем было дело, и уж не затруднялся нисколько». Чартков сделался модным живописцем, его приглашали в самые богатые дома. «О художниках и об искусстве он изъяснялся теперь резко: утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинства». « Нет, я… я, признаюсь, не признаю художеством того, что лепится строчка за строчкой; это уж ремесло, а не художество». Со временем ему уже надоело писать, он делал лишь наброски головы, а остальное дописывали его ученики. Работа стала для него скучной. «Кисть его хладела и тупела, и он нечувствительно заключился в однообразные, определенные, давно изношенные формы». Со временем даже обыкновенных достоинств не было видно на его полотнах. Кто знал его прежде, удивлялся, куда исчез его талант. Чартков начал толстеть, в газетах его называли «почтенный наш Андрей Петрович», «заслуженный наш Андрей Петрович». «Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном ее. И потому все чувства и порывы его обратились к золоту. Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслажденьем, целью». Но однажды Чарткова пригласили на выставку Академии Художеств оценить работу одного русского художника, который усовершенствовал своё мастерство в Италии, всё отдав искусству. Чартков увидел: «чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло пред ним произведение художника». Слёзы навернулись на глаза, рыдание вырвалось в ответ на вопрос об оценке произведения. Чартков выбежал из зала. Прибежав в мастерскую. Он с отчаянием понял, что растратил свой талант. « Боже! и погубить так безжалостно лучшие годы своей юности; истребить, погасить искру огня, может быть, теплившегося в груди, может быть, развившегося бы теперь в величии и красоте, может быть, также исторгнувшего бы слезы изумления и благодарности! И погубить все это, погубить без всякой жалости!» Он попытался создать что-то, но уже не мог. «…как беспощадно-неблагодарно было все то, что выходило из-под его кисти!» Чартков стал рассматривать свои произведения, написанные в молодости, и понял, что у него был талант. Он начал скупать все талантливые картины, развязывал свои мешки с деньгами, тратил деньги на покупку картин. В конце концов герой сошёл с ума и умер. |
2 часть.В данной части дана история портрета.
На аукционе в Петербурге многих привлёк портрет азиата, особенно его глаза, изображённые как живые. «Обступившая толпа хлопотала из-за портрета, который не мог не остановить всех, имевших сколько-нибудь понятия в живописи. Высокая кисть художника выказывалась в нем очевидно». На портрет стал претендовать художник Б, говоря, что это работа его отца.
Художник рассказал, что отец жил когда-то в Коломне – части Петербурга. Здесь же жил и ростовщик, которого потом изобразил художник. «Пред домом его показывались часто самые блестящие экипажи, из окон которых иногда глядела голова роскошной светской дамы». Все, кто получал у него деньги, заканчивали жизнь несчастным образом.
Художник Б. рассказал о своём отце, талантливом художнике. « У него не было честолюбия или раздражительности, так неотлучной от характера многих художников». «Он работал за небольшую плату, то есть за плату, которая была нужна ему только для поддержанья семейства и для доставленья возможности трудиться. Кроме того, он ни в каком случае не отказывался помочь другому и протянуть руку помощи бедному художнику.»
Ему доверили расписывать церковь. Художнику нужно было изобразить духа тьмы, и он подумал, что ростовщик похож на такого духа. И в этот момент сам ростовщик пришёл к художнику заказать свой портрет, попросив изобразить его «как живого». Художник согласился, но дописать потрет не смог, настолько он испытывал ужас, когда смотрел в глаза изображённому на портрете старику. «…эти глаза вонзались ему в душу и производили в ней тревогу непостижимую». Художник отказался заканчивать портрет. Старик взмолился, говорил, что после смерти он будет жить в этом портрете.
На следующий день служанка вернула потрет художнику, говоря, что ростовщик не хочет его покупать. Вскоре старик умер, а художника начали преследовать несчастья: смерть жены и детей. Изменился и характер художника. Он стал завистливым, угрюмым человеком. Так он стал завидовать своему талантливому ученику. Особенно его возмутило то, что ученика попросили написать картину для церкви. Тогда художник применил все свои способности плести интриги, на картину был объявлен конкурс. Отец Б. не сомневался, что выиграет. Однако на картине все заметили отсутствие святости и наличие чего-то демонского. И сам художник заметил, что глаза всех изображённых на картине были похожи на глаза ростовщика. Победу одержал ученик. Взбешённый, отец героя хотел сжечь портрет, но его выпросил приятель. С тех пор портрет всем стал приносить беды.
Отдав портрет, художник почувствовал свою вину перед учеником, пошёл и попросил прощения. Снова потекли заказы. Но вдруг пришёл приятель, взявший потрет, и сказал, что портер приносит всем несчастье – ему, племяннику, которому он отдал порет, и так далее- все стараются скорее избавиться то портрета.
Тогда художник старшего сына отдал в Академию художеств, а сам ушёл в монастырь, изнуряя своё тело. Через некоторое время, почувствовав, что снова готов писать, он создал картину, поразившую всех святостью и талантом, изобразив Рождество Иисуса. «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословение небес почило на труде твоем».
Источник
Тест с ответами: “Портрет” Н.В.Гоголь
1. Повесть «Портрет» была написана в этих годах:
а) 1833 – 1834 +
б) 1835 – 1836
в) 1834 – 1836
2. Произведение «Портрет» вошло в цикл:
а) «Петербургские байки»
б) «Петербургские повести» +
в) «Городские легенды»
3. На Щукином дворе в картинной лавочке, Чартков купил:
а) Лик Психеи
б) Портрет китайского императора
в) Портрет старика +
4. На портрете был изображён:
а) Старик +
б) Красивая девушка-крестьянка
в) Император России
5. Больше всего привлекало внимание на портрете:
а) Улыбка
б) Руки
в) Глаза +
6. Придя домой Чартков узнал о том:
а) Что сосед по квартире приходил занять денег
б) Что приходил хозяин за арендной платой +
в) Что его выселяют за неуплату
7. Что случилось ночью с портретом:
а) Он загорелся
б) Он исчез
в) Человек вышел из портрета +
8. Старик уронил на пол:
а) Свёрток с деньгами +
б) Сверток с золотом
в) Шляпу
9. Припрятанный в картине сверток с деньгами Чартков нашел таим образом:
а) Чартков обнаружил деньги, когда очищал картину от пыли
б) Старик из сна сказал ему, где именно спрятаны деньги
в) Квартальный надзиратель случайно повредил раму картины +
10. В свертке было столько денег:
а) 100 000 рублей
б) 1000 червонцев +
в) 100 рублей
11. Свёрток с деньгами оказывается:
а) В раме +
б) За дверью
в) На полу
12. Найдя деньги Чартков:
а) Покупал одежду и еду
б) Оплачивал долг и снимал новую квартиру +
в) Оплачивал все долги и напивался
13. Чартков таким образом нашел заказчицу:
а) Дал объявление в газету +
б) Познакомился с ней в магазине
в) Встретил её на улице
14. После чего Чартков понял, как плохо он пишет:
а) После того, как барышня отказала ему в оплате
б) После первого написанного портрета
в) После посещения Академии художеств +
15. Первыми посетителями Чарткова были:
а) Богатая дама с дочерью +
б) Известный в Петербурге ростовщик с сыном
в) Близкие друзья Чарткова
16. Чартков понял, что рисовал бездарные картины после того, как:
а) Нашел свои старые картины и увидел пугающую разницу
б) Увидел на выставке прекрасную картину своего товарища +
в) Когда Чарткову на его бездарность указал учитель
17. «Казалось, в нем олицетворился тот страшный демон, которого идеально изобразил Пушкин», эти слова о:
а) Художнике Б.
б) Ростовщике
в) Чарткове +
18. Жизни людей, которые брали деньги у ростовщика:
а) Не менялись
б) Заканчивались несчастным случаем +
в) Быстро налаживалась
19. По какой причине ростовщик умолял отца художника Б. дорисовать его портрет:
а) Ростовщик хотел подарить портрет своей семье
б) Ростовщик хотел увидеть себя глазами художника
в) От этого зависело, останется ли ростовщик в мире +
20. Ушел в монастырь:
а) Чартков
б) Отец художника Б. +
в) Художник Б.
21. Поняв, что пишет плохо, Чартков:
а) Запирался в мастерской и старался научиться +
б) Бросал писать
в) Ехал к другу учиться
22. Почему Чарткову постоянно приходилось останавливаться в написании картины:
а) Приходили клиенты
б) Он не знал даже простых азбучных истин +
в) Он часто болел
23. Работы талантливых художников вызывали у Чарткова:
а) Восторг
б) Потрясение
в) Зависть +
24. Чартков решил:
а) Поступить в Академию искусств на обучение
б) Купить лучшие шедевры +
в) Создать свой личный стиль портрета
25. Чартков умер от:
а) Разрыва сердца
б) Причина его смерти неясна
в) Горячки и чахотки +
26. Перед смертью Чарткову грезились:
а) 1000 червонцев
б) Глаза человека с портрета +
в) Его первые портреты
27. Что Чартков сделал с купленными им картинами:
а) Уничтожил +
б) Продал
в) Раздал друзьям
28. О своих правах на портрет, некогда купленный Чартковым заявил(а):
а) Хозяин квартиры
б) Жена Чарткова
в) Сын Чарткова +
29. Аукцион проходил в:
а) Петербурге +
б) Оренбурге
в) Москве
30. Человек на картине был:
а) Художником
б) Ростовщиком +
в) Магом
Источник
➤ Adblock
detector
Источник
Чем сон чарткова с явлением старика и золота
Научно-практическая конференция учащихся Миасского городского округа
(Сравнительный анализ сна Чарткова в повести Н.В. Гоголя «Портрет» и сна Свидригайлова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)
Автор: Куляшова Дарья,
11 класс, МБОУ «СОШ № 10»,
Научный руководитель: Глебова Галина Ивановна,
учитель русского языка и
литературы МБОУ «СОШ №10»
Выявить черты, объединяющие данные эпизоды, установить их метафорическую связь с реальной жизнью героев и характером их поступков.
В процессе работы над данными эпизодами были поставлены следующие задачи:
Сон и психология
Сон относят к области бессознательного
Карл Густав Юнг
символы, имеющие значение только в контексте сна.
Иван Михайлович Сеченов называл сновидения “небывалой комбинацией бывалых впечатлений”.
и беспокойств человека.
Сон Веры Павловны в романе Н.Г. Чернышевского
Сон Обломова в романе И.А. Гончарова
Сон Татьяны Лариной в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
поведение во сне определяется характером героя
Сон Чарткова (дорога в преисподнюю)
« … сжатая рука чувствует доныне, как будто бы в ней что-то было.»
«черты старика двинулись, и губы его стали вытягиваться к нему, как будто хотели его всосать…»
Сон – история нарастающей
видит во сне самого себя
реагирует на события сна не так, как в реальной жизни
Сон Свидригайлова (расплата за падение)
Мысль о самоубийстве
Девочка, найденная в углу (место потустороннее – символ страха героя)
Смеющаяся девочка-оборотень (символ невозможности спасения)
(мрачное, преступное прошлое героя)
Гроб с девочкой, в белом тюлевом платье, «Ей было только 14 лет, но это было уже разбитое сердце и оно губило себя…»
Первый сон (отражает связь с будущим)
Мышь – нечистое животное (невеста дьявола – предвестник грядущей беды )
Сон- отражение жизненной ситуации героев
талант художника модный
« Я может быть, Америке»
вместо вояжа-то (смерть)
женюсь; мне потусторонний
Невесту сватают». мир
гениальный крах личности
Символика потустороннего мира
Мышь – нечистое животное-предвестник грядущей беды, воплощение души умершего;
запах кожи напоминает о падении первых людей, о смертности как следствии греха,
угол -место, связанное со сферой потустороннего. Угол дома как пограничное пространство традиционно считался местом обитания нечистой силы и духов умерших
Сон – проекция аномального мира
Послесоние (выбор сделан)
Глаза на портрете «уже не казались ему страшными»
«… чей бы ты ни был дедушка, а я тебя поставлю за стекло и сделаю тебе за это золотые рамки»
Долго смотрел на проснувшихся мух
На улице ему мерещится «тот самый куст», что привиделся во сне
«Свидригайлов спустил курок»
Сон – это приём, используемый Н.В.Гоголем и Ф.М. Достоевским в качестве обвинения героев, для которых нормой является перевёрнутый мир
Сон Свидригайлова и Чарткова – это проекция их «внутреннего ада», взгляд на себя со стороны (отражение жизненной ситуации героев), где Чартков через искушение приходит к своему падению (сменил талант на деньги), а Свидригайлов – через осознание своего прошлого к самоубийству.
Детали и символы (свёрток с червонцами во сне Чарткова, мыши, мухи и мокрый куст во сне Свидригайлова), соединяя мир сна с миром яви, также стирают границы сновидений.
Композиционный приём «сон во сне» символизирует неспособность падшего человека, если им овладело духовное бесчувствие, к пробуждению, и он живёт как сомнамбула (лунатик).
А.М. Ремизов. Книга «Огонь вещей». Цикл «Огонь вещей». Цикл «Морок».
II
СИНИЙ ВСОС
Сон Чарткова, Портрет
Трехступенной сон – лунный всос – с пробуждением во сне – выходом в новое сновидение. Третье сновидение, после которого «действительно» проснется, происходит на поверхности первого: за простыней, которой закрыт портрет, движутся руки. Весь сон можно представить как спуск и подъем.
I. Старик выходит из рамки. II. Чартков вышел из-за ширм; губы старика вытягиваются к нему, как будто
хотели его высосать. III. Чартков видит в щелку, как старик силится выйти из рамки.
У Чарткова пропадает голос и ноги не слушаются. У Хомы Брута в Вии – и руки деревенеют. Невозможность сопротивляться, сонное состояние. Как и возвращение: старик ушел из-за ширмы и снова слышатся приближающиеся шаги (I). Это страх.
Действительность входит в сон звуком и цветом. Золото звенело тонко и глухо: шелест приближающихся шагов, – а это храпел Никита из передней. Игра лунного света. Холодное синеватое сияние месяца усиливается, лунная синь превращается в длинные столбики, завернутые в синюю бумагу и как отсвет, желтые червонцы, бронзовое лицо старика.
Холст, гипсовая рука, драпировка, штаны, нечищеные сапоги – лунное поле для живых изводящих глаз портрета.
Золото разворачивалось в когтистых руках старика – эти руки, они в «Страшной мести», грозящая судьба.
Он опять подошел к портрету, чтобы рассмотреть глаза, и с ужасом заметил, что они точно глядят на него. Это уже не была копия с натуры: это была та странная живость, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы. Свет ли месяца, несущий с собой бред мечты и облекающий все в иные образы, противоположные положительному дню, или что другое было причиною тому, – только ему сделалось вдруг страшно сидеть одному в комнате. Он тихо отошел от портрета, отворотился в другую сторону и старался не глядеть, а между тем глаз невольно, косясь, окидывал его. Наконец, ему сделалось даже страшно ходить по комнате: ему казалось, кто-то другой станет ходить позади его, – и он робко оглядывался.
Он не был никогда труслив, но воображение и нервы его были чутки, и в этот вечер он сам не мог истолковать себе своей невольной боязни. Он сел в уголок, но и здесь казалось ему,
что кто-то вот-вот взглянет через плечо. Самое храпенье Никиты, раздававшееся из передней, не прогоняло его боязни.
Наконец, робко, не подымая глаз, поднялся он со своего места, отправился к себе за ширмы и лег. Сквозь щелки в ширмах он видел освещенную месяцем свою комнату и видел прямо висевший на стене портрет. Глаза еще страшнее, еще значительнее вперлись в него и, казалось, не хотели ни на что другое глядеть, как только на него. Полный тягостного чувства, он решился встать с постели, схватил простыню и, приблизясь к портрету, закутал его всего.
I. Сделавши это, он лег спокойнее, стал думать о бедности и жалкой судьбе художника, о тернистом пути, предстоящем ему на этом свете; а между тем, глаза его невольно глядели сквозь щелку ширм на закутанный простынею портрет. Сияние месяца усиливало белизну простыни, и ему казалось, что страшные глаза стали даже просвечивать сквозь холстину. Со страхом вперил он пристальные глаза, как бы желая увериться, что это вздор. Но уже в самом деле… он видит, видит ясно: простыни уже нет… портрет открыт весь и глядит, мимо всего, что ни есть вокруг, прямо в него, – глядит к нему вовнутрь… У него захолонуло сердце. И видит: старик пошевелился и вдруг уперся в рамку обеими руками, приподнялся на руках и, высунув обе ноги, выпрыгнул из рам… Сквозь щелку видны были уже одни только пустые рамы. По комнате раздался стук шагов, который становился ближе и ближе к ширмам. Сердце стало сильно колотиться. С занявшимся от страха дыханьем он ожидал, что вот-вот глянет к нему за ширмы старик. И вот он глянул бронзовым лицом и поводя глазами. Чартков силился вскрикнуть – и почувствовал, что у него нет голоса, силился пошевельнуться, сделать какое-нибудь движение – не движутся члены. С раскрытым ртом и замершим дыханьем, смотрел он на этот странный фантом высокого роста, в
какой-то широкой азиатской рясе, и ждал, что станет он делать. Старик сел почти у самых ног его и вслед за тем что-то вытащил из-под складок своего широкого платья. Это был мешок. Старик развязал его и, схватив за два конца, встряхнул: с глухим звуком упали на пол тяжелые свертки в виде длинных столбиков; каждый был завернут в синюю бумагу и на каждом было поставлено: «1000 червонных». Высунув свои длинные, костистые руки из широких рукавов, старик начал разворачивать свертки. Золото блеснуло. Как ни велико было тягостное чувство и обеспамятевший страх художника, но он вперился весь в золото, глядя неподвижно, как оно разворачивалось в костистых руках, блестело, звенело тонко и глухо, и заворачивалось вновь. Тут заметил он один сверток, откатившийся подалее от других к самой ножке его кровати, в головах у него. Почти судорожно схватил он его и полный страха, смотрел, не заметил ли старик. Но старик был, казалось, очень занят; он собрал все свертки свои, уложил их снова в мешок и не взглянувши на него, ушел за ширмы. Сердце билось сильно у Чарткова, когда он услышал, как раздался по комнате шелест удалявшихся шагов. Он сжимал покрепче сверток в своей руке, дрожа всем телом, – и вдруг услышал, что шаги вновь приближаются к ширмам – видно, старик вспомнил, что недоставало одного свертка. И вот – он глянул к нему вновь за ширмы. Полный отчаяния, художник стиснул всею силою в руке свой сверток, употребил все усилие сделать движенье, вскрикнул – и проснулся.
II. Холодный пот облил его всего; сердце билось так сильно, как только могло биться; грудь была стеснена, как будто хотело улететь из нее последнее дыханье. «Неужели это был сон?» – сказал он, взявши себя обеими руками за голову. Но страшная живость явленья не была похожа на сон. Он видел, уже пробудившись, как старик ушел в рамки, мелькнула даже
пола его широкой одежды, а рука чувствовала ясно, что держала за минуту перед сим какую-то тяжесть. Свет месяца озарял комнату, заставляя выступать из темных углов – где холст, где гипсовую руку, где оставленную на стуле драпировку, где панталоны и нечищеные сапоги. Тут только заметил он, что не лежит, а стоит прямо перед портретом. Как он добрался сюда – уж этого никак не мог понять. Еще более изумило его, что портрет был открыт весь, и простыни на нем, действительно, не было. С неподвижным страхом глядел он на него и видел, как прямо вперились в него живые человеческие глаза. Холодный пот выступил на лице его; он хотел отойти, но чувствовал, что ноги его как будто приросли к земле. И видит он, – что это уж не сон, – черты старика двинулись, и губы его стали вытягиваться к нему, как будто хотели его высосать… С воплем отчаяния отскочил он – и проснулся.
III. «Неужели это был сон?» С бьющимся на разрыв сердцем ощупал он руками вокруг себя. Да, он лежит на постели, в таком точно положении, как заснул. Перед ним ширмы: свет месяца наполнял комнату. Сквозь щель в ширмах виден был портрет закрытый, как следует, простынею, так, как он сам закрыл его. Итак, это был тоже сон. Но сжатая рука еще чувствует, как будто бы в ней что-то было. Биенье сердца было сильно, почти страшно; тягость в груди невыносимая. Он вперил глаза в щель и пристально глядел на простыню. И вот видит ясно, что простыня начинает раскрываться, как будто бы под нею барахтались руки и силились ее сбросить. «Господи, Боже мой, что это?» – вскрикнул он, крестясь отчаянно, – и проснулся.
«И это был также сон!» Он вскочил с постели, полоумный, обеспамятевший, и уже не мог изъяснить, что это с ним делается: давленье ли кошмара, или домового, бред ли горячки, или живое виденье. – – – Он подошел к окну и открыл форточку. Холодный, пахнувший ветер оживил его.
Лунное сиянье лежало все еще на крышах и белых стенах домов. – – – Долго глядел он, высунувши голову в форточку. Уже на небе рождались признаки приближающейся зари; наконец, почувствовал он дремоту, захлопнул форточку, отошел прочь, лег в постель и скоро заснул, как убитый, самым крепким сном.
Проснулся он очень поздно и почувствовал в себе то неприятное состояние, которое овладевает человеком после угара: голова болела.
Пробуждение в действительность, которая мало чем отличается от сна: Чартков после своего сна пасмурный и недовольный – мокрый петух; хозяин Чарткова – цвет изношенного сюртука; соседи пепельный разряд людей, мутная пепельная наружность, молчат, ни о чем не думая; полицейские особая порода; топорное устройство полицейских рук.
Из трехступенного сна Чарткова сон Свидригайлова в «Преступлении и наказании».
Вторая часть портрета превыспренная словесность – отголосок южнорусского театра, Чартков по складу речи актер из Гамлета.
Ремизов А.М. Ахру. Огонь вещей. Сны и предсонье. Синий всос // А.М. Ремизов. Собрание сочинений в десяти томах. М.: Русская книга, 2000-2003. Т. 7. С. 204-209.
© Электронная публикация – РВБ, 2012-2020.
Вообщем дайте сайт или напиши ответы на эти вопросы очень очень надо пожалуууйста
( p,s давайте не будем стоить из себя самых умных и писать «аххаах я не знаю» или «в интернете посмотри» > Источник
Источник
Источник