Что снится ребенку в утробе матери
Сон – удивительное явление нашей вселенной. Во всяком случае, для человека точно. При том, что это вторая после дыхания важнейшая потребность организма, мы, современные люди, предпочитаем экономить на сне больше, чем на любой другой своей потребности. Вот, сейчас пишу эти строки, а за окном далеко за полночь…
Сон, такой привычный и неизбежный, поистине одна из величайших загадок этого мира. Во сне наше другое Я выходит из тени сознания и занимается единственным, чем умеет: дотошно раскладывает по полочкам все то, что сознание насобирало в течение дня. Все те переживания, страсти, радости и печали, которые наше эго испытывает в состоянии бодрствования, причудливым образом превращаются в красочные и запутанные невесомые кружева, сплетаемые этим беспристрастным доисторическим разумом, пока эго спит. Как солнце и луна, сознание и подсознание никогда не встречаются. Да и зачем им, если они даже говорят на разных языках? Одно – на выдуманном, логичном и лживом, другое – на древнем и потому бессмысленном. Ибо рожден этот язык был задолго до того, как появилась потребность в истине.
Неспешное колыхание вод, тусклые отсветы сквозь мутную пелену, приглушенные шепоты вдалеке, размеренное биение где-то сверху. Мир, больше похожий на сон.
Вспомните все то, что чувствует и воспринимает ребенок, будучи в утробе матери. Попытайтесь понять, из чего состоит его мир. Что же может сниться в таком мире? Все. Реальность, неотличимая от сна, и сон, неотделимый от реальности, не умеющего делить и отличать существа.
Знание младенца безгранично. При этом, он не осознает, не понимает свое знание. Не существует еще в младенце привычного нам Знания, основанного на опыте и суждениях. Нет и суждений никаких. Тот кто не знает, что может быть свободным – поистине свободен. Не знающий, что можно Знать – познавший.
И мудрость этого ребенка бесконечна. Тысячам умнейших мужей и на малую долю не приблизиться к такой мудрости. Чтоб не ведая – знать. Не обретая – иметь. И обладая – не желать. Мудрость эта в том, что младенец един. Един сам с собой и со всем окружающим его миром. Он живет без будущего и прошлого, без надежд и сожалений. Он – больше, чем целое.
Нет никаких желаний, навязанных опытом, воспитанием, и мнениями других – только потребности. И потребности эти нет нужды осознавать – их нужно просто реализовывать. Ребенку не нужно понимание чтобы быть.
Что видит он во сне? Что снится ему в яви? Нет нужды подсознанию вершить свою ночную работу, раз само сознание спит. Не висит над сознанием проклятье суждений, коли подсознание молчит, бережет его сон. И так будет все девять месяцев, пока не случится крах. Смерть всего мира.
Когда подсознание шепнет “пора” и тут же появится Новое, Неизведанное и устремится тело в путь к этому Новому и Неизведанному. И изменится все вокруг. И сожмется мир. Когда в гармоничном мире шепотов и плесков вдруг случатся боль и страх, тут же, вздрогнув, проснется сознание и впервые породит суждение. Оценит, осознает, поймет, выберет, укажет. Как верный страж, как защитный механизм, сознание ринется атаковать врага, проникшего в привычное теплое ничто. Теперь и навсегда – как Бог когда-то разделил людей языками – так и рожденный человек разделен будет суждением. С этого момента подсознанию одна дорога – молча идти в свою кладовку ждать ночи. Сознание пробудилось чтобы не спать, с жаждой понимать и знать.
Первый плач ребенка – прощальный плач по оставленному им навсегда миру. Миру, где только шепоты, плеск, и успокаивающее монотонное биение чего-то божественного над головой.
Теперь мир будет стремительно разваливаться на куски. Прежде он был целым и не был таковым. Не осознающее себя целым, целым быть не может, как не может быть и частью. Но теперь сознание на миг увидело, что есть целое и будет стремиться к этому состоянию, разбирая это на части, чтобы Знать.
Маленькие дети воспринимают мир целиком. По привычке. И себя не отделяют от мира. Ребенок – часть мира, а мир – часть его самого. В восприятии ребенка, все что его окружает: события, вещи, люди, ощущения – все сливается. Вкус молока, которое он пьет, объединяется с цветом штор, томящимся светом весеннего утра и музыкой из соседских окон. Боль от расшибленного локтя и досада едины с успокаивающими, нежными поглаживаниями мамы, ее сладковатым запахом и бормотанием телевизора на заднем плане. Все что происходит вокруг, ребенок впитывает разом, еще не умея толком судить и разбирать на составляющие. И любит все, не умея ненавидеть. Не имеет на ненависть причин, не знает объяснений.
Из того, что окружает ребенка в моменты радости и что нависает вокруг него в минуты горя, сложится постепенно калейдоскоп его психологических предпочтений и комплексов. Порой, весьма причудливый.
Нелюбовь к колбасе и боязнь цыган, от того что в детстве кто-то больно пнул сапогом старого соседского кота, опрометчиво посягнувшего стянуть со стола, и потом Васька долго хромал, хрипел и вовсе пропал, “на мясо, цыгане увели” – зло сплюнув на землю, сказал тогда кто-то свой. Приязнь к табаку, хотя никто в семье не курил, но потому только, что, когда папа приводил домой из садика, то всегда по дороге долго болтал с какими-то дядьками, а ты в такие моменты терпеливо стоял там, в подлеске их взрослых разговоров, слушал шелест слов вверху и смиренно наблюдал, как сыпятся с крон этих вековых мужиков и падают, прыгая по асфальту, смешные, оранжевые с белым, бычки.
Почему мы, взрослые такие, какие есть? Возможно потому, что давным-давно, когда мир был для нас один, происходило в нем уже все совсем другое.
Маленький ребенок еще пытается видеть мир единым, но жить по старым правилам все сложнее и сложнее. Те кто вокруг, постоянно намекают, что есть “плохое” и “хорошее”, “правильное” и “неправильное”. И, оказывается, умение классифицировать, разделять, рассуждать и вешать наклейки, здесь, в этом мире весьма и весьма удобно. Разложи необъятное и пугающее, раздроби его, ограничь – и вот оно уже маленькое, простое и доступное, и вовсе не страшное. Его можно понять, а поняв – контролировать.
В какой-то момент ты осознаешь, что мама – это что-то другое, нежели ты сам. А ты – это тело. Да и тело твое вовсе не какое-то там тело, а руки и ноги, туловище и голова. Глаза. Когда от единого мира отделяется предмет Зеркало – становится понятно, что есть еще лицо и на нем глаза… Красивые, как говорят родные, улыбаясь. Мир, который не Ты, так интересен. Вещи, которые не Ты, так притягательны – ведь они имеют свойство Принадлежать. Желание – оно начинает заменять потребности.
Мир дробится все больше и больше. Весь. Все, что вокруг. Легче понимать. Легче находить свое место – ведь свое место это тоже часть среди прочих таких же частей.
Приятная усталость от все большего числа понятий – еще, еще! Как бегун чувствует прилив сил и эйфорию от бега, не смотря на усталость в ногах, так и жадное до знаний сознание все больше продуцирует понятий. А с понятиями – суждений. Ведь нужно не просто назвать – нужно оценить, чтоб наверняка закрепить в сознании. Вот стул – это не просто стул, а мамин любимый стул. А мама – она хорошая? Конечно, она же мама. Значит и стул хороший. Пока не стукнешься об него локтем и он не станет на время (а может и навсегда) плохим, а нежные поглаживания и запах родного человека не сделают свое неизбежное дело, в купе с неуемным бормотанием телевизора на фоне.
А потом однажды вдруг: мама – она ведь не просто мама, она моя! А я это…
Бесконечный калейдоскоп законов нового мира. И вот уже боль – она не просто боль, она от Чего-то. И радость от Чего-то. Ребенок быстро учится соотносить, приспосабливаться, обладать. Соотносить вещи с вещами, вещи с желаниями, желания с обладанием.
Появляются имена, к именам – суждения, к суждениям добавляется соответствие с чужими суждениями. Так постепенно формируется взрослое восприятие мира.
И только во сне проявляется что-то давно забытое, все менее понятное и такое кажущееся бесполезным уже. Только там, в тени все больше раздувающегося сознания, подсознание, молча, пытается выстраивать картину своего единого и цельного мира из того, что достанется. Из распиленных и осужденных вещей. Но кто будет обращать на это внимание? В период войны значение имеют лишь слова генералов, кто станет слушать скромного землепашца?
А потом ты вдруг уже взрослый и обнаруживаешь себя бесконечно несчастным среди кучи расцененных, классифицированных, осужденных вещей. И разве придет в голову, что та самая, помогавшая познавать мир, надежная и полезная привычка разделять и судить – это она и стала причиной глубокого несчастья? Трудно поверить, что самый верный друг детства – предатель. Проще смириться, свыкнуться и, стиснув зубы, жить и судить дальше.
Если решат когда-нибудь поставить память всему человеческому, то выполнен он должен быть в виде детских качелей. Символ человечества – качели. Вся суть человека – качели. Развитие от жизни к смерти и обратно. От отрицания к признанию. Качели.
Человечество всегда стремилось запечатлеть происходившую реальность в рисунке, максимально похожей, такой, какая она есть. Копирование – основной метод познания. Дети копируют взрослых, художники копируют жизнь. Долго и кропотливо выстраивались законы изобразительного жанра. От неловких древних глиняных скульптур до изящных древнеримских статуй. От первых наскальных росчерков до картин ренессанса. А когда человечество научилось копировать жизнь с болезненной фотографической точностью, устремилось в другую крайность – максимальная непохожесть, абстракция, попытка передать лишь свое ощущение от реальности. Это качели, все развитие человека – качели.
Достигнув полного раздробления в суждениях, разобрав мир на максимально возможное число кубиков и не добившись этим ничего, приходит пора вновь возвращаться к единому миру. Без суждений и ярлыков.
Раздробленный мир, по-началу такой многообещающий и манящий, вдруг оказался лишь свалкой несвязанных, раздираемых противорчиями кусков реальности. В этой свалке нет обещанного счастья. Да и кем обещанного? Придуманного лишь.
“Одним днем живя…” – сказал Христос, повторив донесенные эхом слова Будды: “страдание в желании”. И десятки, и сотни уставших встают, и вслед за ними произносят: “Как дети, как дети…”. И уже медитации, осознанность, экзистенциализм, единение с природой, ведические традиции, религии. Дети, Дети…
Сложно найти в себе силы, дойдя до конца пути, повернуть обратно. На это способны отважиться лишь те, кто поймет – не обратно вовсе, но дальше вперед.
Какое это счастье, сперва летав и разучившись после, вновь научиться и теперь, добровольно уже, не летать вовсе. Не делать, зная, что способен и можешь делать.
Греть сердце одной лишь возможностью полета. Дарить эту радость и право другому. Уступать место вот-вот оперившимся птенцам, жаждущим ветра и силы и взмахов распростертых к небу крыльев! Время любить и время вспоминать. Время иметь и пользоваться неумело, и время уметь и не творить умением.
Когда, преодолев свою общую с миром раздробленность и ограниченность, ты вновь обретаешь видение ребенка, – ты не тот, кем был. Ты – не тот, кто есть, но тот, кем можешь стать. Это великая сила единства и незнания. Росток вьется и тянется к солнцу, ибо не знает, что некуда расти, а поймет – тут же завянет. Он растет, по тому что им движет внутренняя сила, не ведающая ограничений и суждений. Безграничная сила единства.
Сознание, успокоившееся, переставшее крушить и кромсать мир на куски, вдруг видит, как из-за бесчисленных стеллажей всякого разобранного им выходит на свет подсознание. И, молчавшее до сих пор, подсознание тихо произносит: “Пора”. И впервые они понимают друг друга. Начинают говорить. Долгожданный диалог давно рассорившихся брата и сестры. Пора.
И тут же ты тянешься дальше вверх, к свету, пусть это даже и условные “верх” и “свет” в вакууме чьего-то космоса. В окружении шепотов и плесков, ритмичных биений и тусклых отсветов.
Стать простым, как ребенок, тот самый изначальный ребенок, умевший видеть мир единым, а себя – цельным. И даже не мир и себя – что-то аморфное. Не цельным и единым – каким-то другим, без определений и ярлыков. Вот к чему следующая дорога человека в его бесконечном развитии. Новый взмах со свистом рассекающих воздух качелей. А что после? Знает лишь ребенок, спящий в утробе матери.
https://vk.com/v_poiskah
Источник
Что происходит с малышом у мамы в животе: спит он или бодрствует, различает ли звуки, чувствует ли присутствие папы, реагирует ли на классическую музыку и может ли подмигнуть родителям на экране аппарата УЗИ? Эти и другие вопросы мы задали врачу ультразвуковой диагностики Наталье Когаленок.
Наталья Когаленок
врач ультразвуковой диагностики медицинского центра «ЛОДЭ»
— В преддверии Нового года все ждут волшебства. Сегодня мы поговорим о настоящем чуде, которое неоднократно повторяется век за веком, — о том, как зарождается жизнь и как этап за этапом она развивается. Это настолько тонко настроенный и филигранно отлаженный механизм, что остается только поражаться гениальности данного процесса. Но давайте по порядку.
Все начинается со слияния двух клеток
— Оплодотворенная сперматозоидом яйцеклетка, преодолевая препятствие в виде маточных труб, попадает в матку и начинает прикрепляться к ее внутреннему слою. Этот процесс называется имплантация, происходит он приблизительно на седьмые сутки от зачатия.
После прикрепления начинается зародышевая фаза — деление на клеточки. Уже на этой стадии определяется, какие из них пойдут на образование мозга, какие — на образование сердца и так далее. Все очень четко, последовательно и точно. Именно поэтому многие врачи выступают против процессов генетического вмешательства в некоторые процессы. Неизвестно, как после этого поведет себя тысячелетиями налаженная система, не даст ли она сбой в каком-то из поколений.
Креветочка постепенно превращается в человека
— Где-то на двадцатый день после «имплантации» постепенно начинают формироваться органы и ткани — зародыш превращается в эмбрион, который некоторое время напоминает запятую или, как говорят некоторые мои пациентки, — симпатичную креветочку (головка и длинный изогнутый хвостик).
Развитие убыстряется. Каждую неделю с маленьким организмом что-то происходит. Например, на 7-й — начинает формироваться сердце, на 9-й — стартует формирование лицевых структур, появляются ручки, на 10-й — пропадают перепонки, явно очерчиваются пальчики и малыш пробует ими шевелить. Мама пока этого может и не чувствовать, но на экране несмелые шевеления ладошками мы родителям часто показываем, задолго до каких-то явных ощущений.
Плод и слышит, и чувствует
— Примерно на 12 неделе формируются зачатки зубов (не зубы, а только зачатки). К 14 неделям появляется слух, продолжает совершенствоваться нервная система. Практически все органы уже сформированы.
На 21 неделе появляется осязание. Малыш чувствует то, к чему прикасается, и может даже рефлекторно реагировать. Например, если его легонько подпихнуть ладошкой, он может пихнуть маму в живот в ответ. Очень интересно в связи с этим наблюдать за поведением двойни. Малыши постоянно взаимодействуют. Могут толкаться, дотрагиваться друг до дружки… Со стороны кажется, что они общаются.
Перед появлением малыш делает парочку «репетиций» в утробе
— После 27 недель считается, что организм уже вполне жизнеспособен и может существовать вне материнской утробы. Ребенок активно готовится к появлению на свет, репетирует. Появляются глотательные и другие рефлекторные движения. Дальше малыш просто набирает вес. В норме примерно по 30 г в неделю. А еще может появляться пушок на голове.
— Знаете, до сих пор почти все беременные считают, что если их мучает изжога, значит, ребеночек волосатый. Это не так. На самом деле это матка давит на желудок и провоцирует такую вот неприятную реакцию.
К 37 неделям мы уже ждем появления младенца на свет. Все органы и системы организма к этому готовы. Уязвимым остается только большой родничок, так как он играет важную роль в родах. Косточки в этом месте очень подвижны, все для того, чтобы при появлении на свет головка не травмировалась. Кроме того, мозг продолжает расти, и черепно-мозговая коробка тоже должна расширяться. Зарастает родничок к году. Если это происходит раньше, появляется риск недоразвития мозга — микроцефалия.
Последовательность ультразвукового обследования:
- УЗИ изначально может быть сделано по желанию женщины для подтверждения беременности.
- Обязательное первое УЗИ проводится в 12 недель. Это генетический скрининг для выявления возможных патологий эмбриона.
- Второе УЗИ — на 18-22 неделе. Оно важно для выявления пороков развития и рисков хромосомной патологии.
- Третье УЗИ проводится ближе к родам. Доктор изучает физическое состояние плода, его положение и выясняет некоторые другие важные нюансы.
*По показаниям при надобности УЗИ может проводиться чаще.
Несколько любопытных вопросов
— Можно ли без УЗИ определить пол ребенка? Существует очень много народных примет, связанных этим.
— Нет, выявить это без УЗИ может только анализ хромосомного набора. Для этого исследуется, например, околоплодная жидкость или мельчайший фрагмент плаценты. Существует и другой современный, но дорогостоящий метод — определение пола ребенка по анализу крови матери.
— Что касается УЗИ, очень редко, но малыши оказываются настолько стеснительны, что до последнего доктор так и не может разобрать, мальчик перед ним или девочка. И все же современная аппаратура настолько усовершенствована, что почти всегда можно сделать точный вывод.
— Слышит ли ребенок у мамы в животе звуки, которые раздаются снаружи?
— Да, он слышит, но, учитывая, что рядом с ним происходит много процессов (стучит мамино сердце, шумит кишечник, кровь протекает по сосудам и артериям), внешние звуки доносятся до него в приглушенном нечетком виде.
— А распознает ли он мамин и папин голос?
— Мамин голос — да, но он тоже слегка изменен, так как проходит по бронхам и внутри немного искажается. Насчет распознавания конкретно папиного тембра не уверена.
— Полезно ли включать для будущего сына или дочки классическую музыку?
— На самом деле малышу без разницы, какая музыка играет снаружи. Тут важно другое — получает ли мама от этого удовольствие. Дело в том, что 9 месяцев мать и ребенок — это один организм. И если женщине спокойно и хорошо, то и малышу хорошо. Поэтому рекомендую ставить не конкретно Моцарта или Баха, а те композиции, которые беременная любит. Если же музыка маму по каким-то причинам вообще раздражает, к чему расшатывать ей нервы?
— А что если мама сильно волнуется или переживает сильный стресс, как это отражается на ребенке?
— Если адреналин поступает в мамину кровь, то определенную его дозу получает и плод. На ранних сроках очень сильный стресс опасен угрозой выкидыша. На более поздних сроках плод в большей безопасности, влияния стресса на формирование органов не выявлено.
Однако если стресс хронический, эмоциональное истощение может ухудшать обменные процессы и иммунитет малыша, а также способно спровоцировать нервозность ребенка в будущем, причем ученые считают, что проявиться эмоциональная нестабильность может в любом возрасте.
— Различает ли малыш прикосновения разных людей к маминому животу?
— Пары любят так думать, однако, если рассуждать чисто логически и по-медицински, то нет. И все же, возможно, наука просто не до конца изучила этот вопрос.
— Может ли ребенок в утробе моргать?
— На что внутри смотреть? Там темно и мокро. Цветное и четкое зрение формируется уже после родов. Сначала малыш видит ограниченные участки (например, небольшое пространство возле маминой груди, потом при постепенном развитии анализатора зрения начинает видеть больше, четче и в цвете).
И все же в утробе малыши, правда, могут иногда открывать глазки. Речь идет о той же отработке рефлексов. Порой действительно кажется, что малыш моргает.
Кстати, думаю, вы часто слышите утверждение о том, что все дети рождаются голубоглазыми, а потом роговица меняет цвет. Это не совсем так. Да, темный пигмент формируется на свету, но все же бывает и так, что малыши появляются сразу со своим цветом глаз и совсем не обязательно голубым.
— Правда ли, что ребенок может «кривляться на камеру»?
— Порой картинка на экране как будто фиксирует какую-то эмоцию плода. Родителям кажется, что малыш улыбается, шевелит губками. Но все же это не совсем эмоция. Это, скорее, гримаса. Опять-таки — определенные рефлекторные движения.
— Иногда создается ощущение, что ребенок зевает или икает (тоже нормальное явление, так как плод время от времени заглатывает околоплодную жидкость).
Что касается сосательного рефлекса — он безусловный. Ребенок тянет в рот все, что ему попадается: пуповина, ручка, пальчик, ножка. А порой мальчики и девочки даже показывают язык! Когда получается словить этот момент, я обычно шучу, что сорванцом будет.
— Ребенок в утробе спит или бодрствует?
— Большую часть времени спит. Существуют приборы, которые позволяют зафиксировать фазы активности мозга. Так вот мы даже можем сказать, видит ли малыш в конкретный момент времени сон. Да-да, ребенок в утробе видит сны!
Это явление тоже плохо изучено. Ученые пока не пришли к единому мнению, что конкретно снится малышам, ведь у них в памяти пока еще нет зрительных образов. Вполне возможно, что когда ребенок спит, ему снится, что он не спит (смеется) — вокруг все те же звуки, все так же тепло и спокойно, убаюкивающе стучит мамино сердце. Думаю, вполне вероятно, что именно таковы его грезы.
Фото: Анна Иванова
Читайте также:
«УЗИ может показать характер малыша еще до рождения». Интервью со специалистом
Врач ультразвуковой диагностики: «На УЗИ будущий малыш может улыбаться матери»
Источник